Москва: +7(967)038-61-33, +7(916)444-75-34
Владимир: +7(915)774-61-02
С-Петербург: +7(904)515-88-29, +7(921)348-29-45
hollink@mail.ru



Бобовые, злаки и семена
Горох русский и турецкий (нут)
Гречка
Овес нелущеный
Полба для проращивания
Пшеница для проращивания
Семена амаранта
Семена горчицы
Семена конопли
Семена льна
Семена расторопши
Ячмень нелущеный
Рожь для проращивания
Ламинария (морская капуста)
Лечебная косметика на основе пчелопродуктов
Кэроб
Масла холодного отжима (сыродавленные)
Орехи и Сухофрукты
Пряности и специи
Столовые приборы из дерева
Продукты пчеловодства
Мёд
Мёд в сотах
Мёд Владимирский
Мёд таёжный, только лесные цветы, Удмуртия
Дары леса
Гриб чага






В корзине нет товаров



Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
 

Новости

Дата публикации: 26.11.2013
Статья для тех, кого интересует, что продают под видом МЁДА на рынках и ярмарках городов России.

Что рассказал пыльцевой анализ о ботаническом происхождении «экзотических») медов на рынках и ярмарках

Омск, Новосибирск, Краснодар, Тюмень, Ставрополь, Кемерово… - в любой поисковой системе ключевая фраза «медовая ярмарка» выводит на экран длинный перечень российских городов, где круглый год проходят всероссийские и региональные ярмарки, выставки и фестивали мёда. Конечно, такая обширная география популярности продукта очень радует, кроме того, по наблюдениям специалистов, с каждым сезоном прилавки становятся богаче и по числу сортов, и по представленным регионам-производителям. Рынок диктует свои условия, спрос рождает предложение, и продавцы медов Алтая, Башкирии, Дальнего Востока, Киргизии, Краснодарского края готовы удовлетворить любую прихоть потребителя, любые пожелания к продукту, название которого является символом сладости и благополучия. «Царский», «дикий», «майский» и «бархатный» меды долгое время поражали воображение покупателей, но сегодня интерес к этим абстрактным наименованиям явно снижается. Потребитель хочет более определенных сведений о свойствах мёда! В итоге фантазия, разыгравшаяся «по ту сторону прилавка», быстро переключилась на тему происхождения продукта, его целебных свойств, и продавцы дружно приступили к реализации сортов меда с лекарственных и редких медоносов. Этот ход себя оправдал, цены на такой мёд могут в 3-5 раз превышать стоимость традиционных сортов качественного продукта, предлагаемого местными пчеловодами.

Насколько обоснована такая высокая цена, и как часто название мёда, продаваемого на специализированных ярмарках, соответствует его реальному ботаническому происхождению? В сезон 2009-2010 года специалисты Центра исследований и сертификации «Федерал» попытались получить ответ на этот вопрос и произвели закуп 39 образцов мёда 27 сортов на пяти ярмарках в различных регионах. Предпочтение отдавали медам, название которых явно повышало цену продукта: монофлёрным и экзотическим. Липовый, гречишный, подсолнечниковый, а также мёд с разнотравья проверять смысла не было – одни из них находятся в нижнем и среднем ценовых сегментах и фальсификация их нецелесообразна, происхождение других не вызывает сомнений, поскольку легко определяется по вкусу, цвету и аромату.

Для подтверждения ботанического и географического происхождения мы использовали метод пыльцевого анализа. Зёрна пыльцы медоносных растений – микроскопические свидетели и участники превращения цветочного нектара в янтарно-золотистый продукт. По существующим требованиям российских стандартов монофлерные липовые, подсолнечниковые и гречишные меда должны содержать определенное количество пыльцевых зерен растений данного вида (в процентном соотношении). В Европе, где потребители отдают свое предпочтение именно монофлёрным медам, существуют соответствующие научные описания сортов, которые мы и использовали для интерпретации результатов пыльцевого анализа медов контрольной закупки.

Исследования проводили в соответствии ГОСТ Р 52940-2008 «Определение частоты встречаемости пыльцевых зёрен». Пыльцу и другие микроскопические частицы – структурные элементы мёда – осаждали, центрифугируя его водный раствор, и наносили на предметное стекло. После высушивания и обработки осадка специальным красителем наносили каплю расплавленной глицерин-желатиновой смеси и закрывали покровным стеклом. В полученном препарате при увеличении микроскопа от 400 до 1000 крат подсчитывали не менее 500 пыльцевых зёрен, ботаническую принадлежность которых определяли с использованием отечественных и зарубежных палинологических атласов. Исключение было сделано только для мёда, заявленного как кипрейный: его препараты были полностью просмотрены при 100-кратном увеличении, для того чтобы не упустить ни одного пыльцевого зерна этого замечательного медоноса.

Мы, безусловно, были готовы к тому, что встретим фальсификаты - вольные или невольные. Но итоги исследования оказались совершенно неожиданными даже для нас: в 31 случае результаты пыльцевого анализа образцов мёда не соответствовали заявленным наименованиям – это почти 80% от общего количества закупки!

Были, разумеется, образцы, которые уже сразу вызвали подозрения относительно своего происхождения - к примеру, «тыквенный» и «хвойный» мёд. По первому продавец объяснил, что он получен с полей кормовой тыквы, а про «хвойный» была рассказана история о том, как пчелы сами собирают смолу и добавляют её в мёд. На самом же деле хвойным называют падевый мёд, полученный из сахаристых выделений насекомых (тли и т.п.), обитающих на хвойных деревьях. Привкуса сосновой живицы этот продукт, естественно, не имеет и иметь не может. Пыльцевой анализ подтвердил: образец на 95% - смесь подсолнечникового и гречишного медов, по географическому происхождению относящихся к зонам степей или широколиственных лесов, где хвойные массивы маловероятны. Вывод: продукт представляет собой искусственную композицию мёда и хвойной смолы.

Два образца "тыквенного" мёда, в свою очередь, оказались действительно монофлёрными - рапсовым и подсолнечниковым медами.

Полученные нами результаты не опровергали наименования трёх образцов. Мёд «С горной липы», полученный в пределах Кавказского биосферного заповедника, вернее было бы назвать мёдом «С кавказской липы», - это правильное ботаническое название медоноса. Отличия медов с дягиля и кориандра пыльцевым анализом установить практически невозможно - у большинства растений семейства зонтичных пыльцевые зёрна неотличимо схожи и в результатах исследований этих медов обычно записана одна строка: «зонтичные». В двух исследуемых образцах дягилевого мёда действительно преобладала пыльца зонтичных, а вот «кориандровый» мёд по результатам пыльцевого анализа оказался монофлёрным подсолнечниковым.

Еще один интересный факт: основой для наибольшего числа дорогих фальсификаций их авторы выбрали липовый мёд, - видимо, не только в связи с его большой распространенностью, но и благодаря превосходным вкусовым и ароматическим качествам. Липовый продукт продавался под видом мёда с верблюжьей колючки (образец № 7), с вереска, ежевики и кипрея (образцы 22, 25, 30, 37). А вот продавцы мёда «Царский бархат» потребителя в заблуждение не вводили - этот липово-клеверный букет действительно обладал чудесным вкусом, но в этом случае наше воображение поразила цена. Мёд большинства пасек из обширной зоны липового медосбора обладает теми же качествами, что и этот "Царский бархат", кроме, конечно, запредельной стоимости!

Мёд с молочая, малины, персика, кандыка (образцы «из Киргизии» и «с Алтая», рекордную цену – 1400 руб. за килограмм продавцы обосновали тем, что растение цветет один раз в 10 лет), пустырника, боярышника, верблюжьей колючки (образец № 2) и хлопковый на самом деле был собран преимущественно с полей, засеянных тривиальными продовольственными и кормовыми сельскохозяйственными культурами - гречихой, подсолнечником, рапсом, эспарцетом, лядвинцем и синяком. Также рапсовый мёд продавался как «донниковый» (родом из Чувашии), «кипрейный» (из Кавказского биосферного заповедника) и «эспарцетовый» (с Алтая). Комичность ситуации заключается в том, что по безграмотности перекупщики-фальсификаторы подделали даже эспарцетовый мёд, - сорт, который в избытке присутствует на рынке, но под чужими именами – как "мятный", "донниковый", "кипрейный" и "с горной колючки".

Подсолнечниковый мёд (оптовая цена 100-130 рублей за кг) был использован для изготовления "хвойного", "кориандрового", "расторопшевого", "одуванчикового" и "тыквенного" продукта. В каждом случае различные вкусовые и цветовые оттенки достигались за счет добавок мёда с гречихи, липы и разнотравья.

«Малиновый» мёд «из Башкирии» был собран с мяты и душицы. Этот продукт и образец «персикового меда» «из Краснодарского края» явились примерами наиболее грубой фальсификации, так как имели выраженный запах соответствующих ароматизаторов. Непонятно, почему покупателей не настораживает такое вопиющее несоответствие - ведь мёд должен иметь аромат цветов растения, а не его зрелых плодов!

Известно, что период цветения весенних и раннелетних медоносов совпадает с усиленной подготовкой пчелиной семьи к главному, июльскому медосбору. Матка откладывает яйца, рабочие пчёлы выкармливают личинок – все стремятся к тому, чтобы в «большой мёд» из улья вылетело максимальное число сборщиц. А это значит, что мёд первого сбора уходит на развитие самой семьи, необходим для потребления самими пчёлами и редкий пчеловод станет отбирать его у своих подопечных. Поэтому и обоснованы сомнения покупателей в подлинности «майского», «одуванчикового» и «малинового» мёда.

Особенно нас интересовали образцы монофлёрных медов с кипрея. Дело в том, что в 2005-2008 годах при исследовании образцов северного мёда, полученного в зонах южной и средней тайги, мы обнаружили, что доля монофлёрного кипрейного мёда среди них очень незначительна. Причина этого, вероятно, в том, что перемещение лесозаготовок в отдаленные таёжные районы и зарастание старых вырубок постепенно привело к исчезновению вблизи северных пасек зарослей кипрея, достаточных по размерам для получения монофлёрного мёда. Мы очень надеялись, что на ярмарках удастся попробовать и исследовать свойства настоящего кипрейного мёда, но в препаратах шести закупленных образцов ни одного пыльцевого зерна кипрея мы так и не нашли. Четыре образца оказались мёдом с липы, один – с рапса и один – с эспарцета.

В итоге, из 39 образцов мёда реальному ботаническому происхождению соответствовало название лишь пяти продуктов четырех сортов - с донника, дягиля, белой акация и лаванды. И, учитывая разницу между оптовой ценой на мёд в южных регионах России (именно он обычно служит сырьём для изготовления фальсификатов) и розничной стоимостью мёда на выставках и ярмарках, становится понятно, почему даже при относительно небольшом количестве покупателей участие в подобных мероприятиях для перекупщиков остается делом прибыльным.

Организаторы ярмарок – первые, кто должен внимательно относиться к заявленным ботаническим наименованиям мёда и требовать от продавцов протокол исследований, выданный компетентной аккредитованной лабораторией. Продавцы мёда, зарабатывающие на красивых названиях, которыми произвольно подписывают тривиальные сорта меда, сознательно обманывают потребителя, недобросовестно конкурируя с честными производителями и подрывая доверие к торговле продуктами пчеловодства в целом.

Документы, которые помогут вам удостовериться в подлинности и качестве продуктов пчеловодства на медовых ярмарках:
- ветеринарно-санитарный паспорт пасеки – в нём приводятся сведения о местонахождении, владельце пасеки и количестве пчелосемей;
- протокол испытаний от аккредитованной лаборатории на соответствие стандартам на мёд монофлёрный (для липового, подсолнечникового и гречишного), мёд натуральный или мёд падевый, в котором указаны количество мест и вес проверенной партии;
- протокол пыльцевого анализа, проведенного в соответствии с ГОСТ Р 52940-2008 – для всех медов с заявленным ботаническим происхождением (исключение - указанные выше монофлёрные);
- а так же ярлыки или печати аккредитованной лаборатории на всех ёмкостях, из которых разливают мёд в мелкую потребительскую тару – они подтверждают, что предъявленные документы о качестве действительно относятся к продаваемому мёду.

Мы с вами, производители и потребители, живём в 21 веке. Жизнь диктует свои законы – заявленные производителем чистота, натуральность и польза продукта требуют доказательства. И документы на мёд - это всего лишь результат обычных процедур подтверждения соответствия, без которых ни один пищевой продукт продаваться сегодня не может и не должен.

ООО Центр исследований и сертификации «Федерал» Я.Э.Ляпунов, Е.С.Дребезгина, Е.А.Еловикова, Г.И.Леготкина

Опубликовано в журнале "Её величество пчела", № 3 - 2011 г.